Серьезное заболевание ребенка увеличивает риск развития семейного неблагополучия при недостаточной социальной поддержке или ее отсутствии. 
	
	Выявление признаков неблагополучия на раннем этапе в условиях стационара дают возможность восстановить ресурсы семьи с помощью слаженной работы междисциплинарной команды специалистов проекта. 
	
	Проект направлен на поддержку двух групп семей с детьми со сложными заболеваниями и требующими длительного лечения. 
	
	Родители детей с двигательными расстройствами и нарушениями развития подвержены высокому риску эмоционального истощения и выгорания. Нахождение в стационарах больницы часто усиливают и без того большую нагрузку на семью, поэтому они всегда находятся в зоне высокого риска помещения этих детей в интернатные учреждения. 
	
	Социальная поддержка таких семей с применением методов арт-терапии поможет многим родителям увидеть своих детей с новой стороны, научиться не сводить всю совместную жизнь с ребенком к медицинским, реабилитационным занятиям и взаимодействию по обеспечению ухода за ним, но и осознать их творческий потенциал и, как следствие, укрепить эмоциональные и внутрисемейные связи. 
	
	Дети, страдающие от туберкулеза и находящиеся на лечении в стационарах Санкт-Петербурга, вынуждены в течение длительного срока находиться на отделениях (до года и больше) в условиях полузакрытого учреждения. В результате этого нарушаются детско-родительские отношения. 
	
	Помимо сохранения стабильно высокого уровня заболеваемости туберкулезом среди детей в Санкт-Петербурге, происходит увеличение количества детей, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью и/или имеющих сопутствующие заболевания, что продлевает лечение и утяжеляет его протекание.
	
	 Многие семьи этих детей обладают низким социальным статусом (до 40% составляют дети из семей мигрантов, до 80% детей относится к социально-дезадаптированной группе населения). Педагогическая запущенность детей, страдающих туберкулезом, наряду с развитием синдрома «госпитализма» является причиной их социальной дезадаптации в детских коллективах, выражающейся в боязни общения со взрослыми и сверстниками, низкой самооценке, увеличении количества страхов и повышении тревожности. 
	
	Искаженные модели семейных отношений у подростков из неблагополучных семей в дальнейшем создают риски социального неблагополучия в создаваемых ими семьях.
					 
							
									
						
	В Санкт-Петербург, один из крупнейших центров лечения, приезжают дети со сложными заболеваниями со всех регионов России. Они глубоко переживают трудности, связанные с разлукой с семьей. В тех случаях, когда родители сопровождают детей, их ждет сильнейшее эмоциональное и физическое истощение из-за круглосуточного ухода за ребенком. 
	
	В обоих случаях внутрисемейные связи находятся под угрозой. В проекте принимают участие семьи с детьми-инвалидами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата и нарушения развития, и семьи с детьми, проходящие длительное лечение от туберкулеза и реабилитацию, из неблагополучных условий проживания. 
	
	Им оказывается всесторонняя помощь с целью укрепления семейных отношений и профилактики социального сиротства. На всех этапах проекта, начиная с диагностики, направленной на выявление кризисных семей, вплоть до интеграции в общество, используется методы арт-терапии. 
	
	Именно арт-терапия сегодня является «точкой роста» и развития организации, которая была выявлена в процессе реализации проектов 2017-2019 гг. с поддержкой Фонда президентских грантов. 
	
	Под арт-терапией понимается творческая среда, в которую вовлекаются дети совместно с родителями. При создании творческой среды задействованы как традиционные формы арт-терапии, так и инновационные: адаптивная кинотерапия, кукольные спектакли с интерактивными элементами и др. 
	
	На занятиях арт-терапией инициируется и направляется в созидательное русло творческая активность детей и родителей. У детей предотвращается развитие синдрома «госпитализма» и последствий от длительной депривации, у родителей снимается эмоциональное напряжение, они учатся взаимодействовать с детьми, включаясь в их реабилитацию. 
	
	Проект предусматривает: 1) обследование детей и семей для выявления нуждающихся в помощи; 2) оказание им психолого-педагогической, социальной и юридической помощи и дальнейшее сопровождение; 3) помощь в дошкольном и школьном образовании; 4) тренинги для подростков «Моя будущая семья» и профориентация для выбора учебных заведений; 5) совместные занятия арт-терапией, участие в работе киностудий, в кукольных спектаклях и праздниках детей и родителей; 6) консультации, беседы и тренинги с родителями для повышения родительской компетенции с использованием методов арт-терапии. 
	
	Проект предусматривает создание Ресурсного центра по аккумулированию и внедрению методик по арт-терапии в деятельность учреждений в сфере профилактики социального сиротства. 
	
	Методики арт-терапии направлены на коррекцию эмоционального фона, поведенческих расстройств, оказание помощи в социальной адаптации лиц целевых категорий и на укрепление семейных отношений и профилактику социального сиротства. 
	
	В результате осуществления проекта семьями преодолевается кризисная ситуация, гармонизируются детско-родительские отношения, снижаются риски отказа родителей от детей. 
	
	Благодаря деятельности Ресурсного центра по арт-терапии открываются возможности для развития методов арт-терапии в сфере профилактики социального сиротства.