Во многих храмах прихожанами являются дети и взрослые с особенностями развития. Часто физические и интеллектуальные проблемы мешают таким людям пользоваться речью и вообще осваивать традиционный язык, основанный на буквах и звуках.
При этом для многих детей и взрослых с физическими и ментальными особенностями или переживающих последствия травм (например, инсульта) доступна альтернативная коммуникация при помощи показа на изображение (например, черно-белую пиктограмму).
Сотрудники ЧОУ "Странник" много лет занимаются разработкой и внедрением альтернативной коммуникации и уверены, что создание единой коммуникативной среды для неговорящего человека может позволить ему полноценно функционировать в разных социальных ситуациях.
Без владения привычным языком для отдельных прихожан оказывается нарушена коммуникация с духовником, другими служителями церкви, сотрудниками прихода.
Люди, не говорящие и не понимающие язык с рождения лишены знания об основах православной культуры, не имеют инструментов для самостоятельного общения с Богом, стесняются находиться в храмах, поскольку не всё понимают и не могут выразить себя.
Разработка словаря, переводов используемых в православном храме текстов (на литургии, при молитве) и коммуникативных карт поможет решить проблему интеграции людей с особенностями в церковную жизнь.
Проект направлен на социализацию неговорящих прихожан православных церквей путём разработки и использования специальных пиктографических материалов.
Проектом предусмотрено:
- разработка и распространение тематических пиктографических материалов: словаря, сборника текстов, коммуникативных карт;
- подготовка неговорящих детей, молодых людей и их родителей для использования альтернативной коммуникации (далее - АК) в церкви и апробация с ними разработанных материалов. Основные мероприятия проекта:
- выбор понятий, отрисовка и оцифровка пиктограмм, составление словаря, сборника и карт;
- занятия по освоению и применению АК с детьми и молодыми людьми с особенностями развития;
- выезды в храмы и апробация АК в реальных духовных и церковных ситуациях;
- распространение разработанных материалов.
Ожидаемые результаты:
- пользователи АК стали увереннее и самостоятельнее себя чувствовать в церкви, семьи настроились на более частые посещения храмов;
- материалы для АК в церкви находятся в открытом доступе.