По результатам проведенного в 2016 – 2017 гг. социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, среди школьников группа «социального риска» связанного с употреблением психоактивных веществ (далее – ПАВ) составила 8,4 %, среди студентов СПО – 9,4 %, среди студентов ВО – 6,6 % (Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2017 г. Государственного антинаркотического комитета).
Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. определено, что объектами антинаркотической деятельности должны являться в первую очередь дети, подростки и молодежь, так как они являются наиболее уязвимой категорией граждан.
14.12.2018 на выездном итоговом заседании Антинаркотической комиссии Санкт-Петербурга врио губернатора А.Д. Беглов поставил задачу «Мы должны защитить от наркотиков нашу школу, наших детей. Нужно, чтобы больше было специальной рекламы, больше мероприятий на эту тему. Мы должны достучаться до сознания каждого молодого человека, помочь тем, кто попал в трудную ситуацию».
Методы по профилактике наркопотребления базирующиеся на запретах и наказаниях показали свою полную неэффективность, так как не учитывали социально-психологических и возрастных особенностей подростков и молодежи.
В настоящее время для профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ применяются подходы, нацеленные на формирование таких установок, при которых наркотики не являются ценностями. Ресоциализация потребителей наркотических средств – совокупность правовых, психологических, педагогических, культурных и профессионально-трудовых мероприятий, направленных на восстановление личностного и социального статуса.
Проект направлен на содействие снижению потребления психоактивных веществ:
1. Профилактика рецидивов (срывов) среди граждан, зависимых от наркотических и психоактивных веществ, успешно прошедших курс реабилитации;
1.1. Важнейшей задачей помощи зависимым от наркотических и психоактивных веществ является профилактика срывов, связанных с трудностями в ресоциализации, социально адаптированным окружением и трудоустройством. Мероприятия проекта будут направлены на обучение реабилитантов в Реабилитационных центрах (далее - РЦ) и Центре социальной адаптации (далее - ЦСА) рабочим специальностям и вовлечением их в реализацию социальных проектов в качестве добровольцев. Обучение реабилитантов по строительным профессиям (маляр, штукатур и др.) будет проводиться одним из образовательных учреждений с выдачей свидетельства (удостоверения) об обучении. Обучение будет включать теоретические основы профессии и практику. Выпускники РЦ, находящиеся в ЦСА, будут привлекаться в качестве добровольцев к участию в мероприятиях социальных проектов фонда: помощь бездомным и др. Результаты: в рамках проекта пройдут обучение по рабочим специальностям и будут трудоустроены 60 человек, примут участие в добровольческом движении 80 человек.
2. Профилактика девиантного поведения подростков и молодежи.
2.1. Профилактика девиантного поведения подростков и молодежи (связанного с употреблением наркотических и психоактивных веществ) направлена на формирование ценности здорового образа жизни, стойкого негативного отношения к потреблению психоактивных веществ. Планируется обучение подростков и педагогов образовательных учреждений средних (СУЗов) и высших учебных заведений (ВУЗов) по программе «ЛадьЯ» (
http://ladya-deti.ru). В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков и молодежи таких духовно-нравственных ориентиров, которые сводили бы риски девиантного поведения к минимуму. Обучающие мероприятия сформированы на основании запросов руководителей учреждений. Планируется: • Обучение подростков из 10 СУЗов и ВУЗов СПб: 10 однодневных семинаров, 250 чел.; • Обучение подростков из семей в ТЖС в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: 4 однодневных семинара, 15 чел.; • Проведение тренингов «Папа, мама, я – здоровая семья» для родителей и детей из семей в трудной жизненной ситуации (ТЖС) в СПб: 4 однодневных семинара, 20 чел.; Результаты: пройдут обучение 265 подростков, 20 родителей и детей из семей в трудной жизненной ситуации. 3. Повышение профессиональной компетентности специалистов по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи с использованием методик программы "ЛадьЯ".
3.1. Планируется:
- Обучение специалистов Центров помощи семье и детям СПб: 2 трехдневных тренинга, 40 чел.;
- Обучение специалистов г. Пскова: 2 трехдневных тренинга, 40 чел.;
- Обучение специалистов г. Великий Новгород: 1 трехдневный тренинг, 25 чел.
Результаты: пройдут обучение 105 специалистов учебных и социальных учреждений.