Облачения священнослужителей: история развития и символическое толкование
12 декабря 2016

Облачения священнослужителей: история развития и символическое толкование

Видео

В образовательном центре храма свт. Николая Чудотворца в г. Павловске 12 декабря 2016 года доцент Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Виталий Грищук прочитал лекцию, посвященную богослужебным одеждам священнослужителей.

Самые ранние одежды священнослужителей (II-IV вв.) были исключительно белого цвета (символ чистоты и безгрешия), чуть позже появляются багряные облачения (царский цвет).

Облачения диакона этого периода состояли из стихаря и ораря, пресвитера -- из подризника (который представляет собой вариант стихаря), епитрахили (происшедшей от ораря), фелони и пояса. Облачение епископа того же времени отличалось от пресвитерского тем, что епископ во время процессий возлагал на себя омофор (знак принадлежности к высшему классу общества в Римской империи).

Чуть позже отличительным знаком епископского чина во время богослужения стала палица, которую носили император и высокопоставленные военные в восточной части Римской империи. С течением времени возникают различные дополнительные элементы богослужебных облачений епископа (саккос, митра) и пресвитера (палица, набедренник, камилавка).

Все элементы богослужебных одежд диакона, пресвитера и епископа получили символическое истолкование у церковных авторов. Лектор привел яркие и выразительные примеры подобных толкований как византийских церковных писателей, так и русских дореволюционных и современных литургистов. Он подробно остановился на символическом смысле различных цветов богослужебных одежд.

Видео: Антоний Матвеев