Закрыть [X]
Забыли свой пароль?
Войти     
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Была ли Русь крещена "огнем и мечем"?
6 февраля 2017

Была ли Русь крещена "огнем и мечем"?

Видео

Кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии, доцент протоиерей Константин Костромин 6 февраля 2017 года прочитал в образовательном центре при храме святителя Николая Чудотворца в г. Павловске лекцию на тему "Была ли Русь крещена "огнем и мечом"? Христианизация Руси при св. князе Владимире".

Он остановился на тех исторических источниках, в которых рассказывается о крещении Руси при св. князе Владимире. Особое внимание было уделено раскрытию исторической ситуации: в этот период происходит взаимодействие и взаимная ассимиляция "русов" (вероятно, потомков варягов, которые уже на протяжении нескольких поколений жили на Руси и призывались на княжение) и "славян", т.е. местного населения. При этом впервые складываются условия для возникновения русского государства, которое, в отличие от племенного уклада жизни, требовало и письменности, и наличия ряда важных цивилизационных атрибутов. Но письменность в ту эпоху неразрывно была связана с конкретной религией и мировоззрением. Поэтому рассказ о выборе веры князем Владимиром отражает также имевший место выбор цивилизационного развития: или латинская письменность и католическая вера, или ислам и его литература и уклад жизни, или специфический иудаизм хазарского каганата, или же высокоразвитая греческая культура византийской империи.

Все известные источники говорят о мирном характере крещения Руси -- как в Киеве, так и в других городах. Единственным исключением является повествование о конфликте в Новгороде. Однако там на этот момент уже существовала христианская община, вопрос веры стал обсуждаться на городском уровне. Демократия новгородского вече носила весьма специфический характер: процесс решения спорных вопросов иногда выливался в публичные столкновения. Поэтому в данном случае речь не идет о насильственной христианизации, а о весьма своеобразном (и известном для Новгорода той эпохи) способе решения общегородского вопроса.

Лекция вызвала неподдельный интерес слушателей, на вопросы которых проректор духовной академии ответил в конце выступления.